Поиск по сайту


+16
Издание предназначено для лиц старше 16-ти лет.

Культурно-просветительское издание о советской истории "Советика". Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл№ ФС77-50088.

е-мейл сайта: sovetika@mail.ru

(Дмитрий Ластов)



Посмотрите еще..


советские новогодние открытки 1978-го года


У карты мира - Колумбия (1976 г.)




Франция, Франция (Страны и народы, книга 1979-го года), Промышленность — Франция (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)


Промышленность — Франция (Страны и народы (Западная Европа), книга 1979-го года)

 

Франция (Страны и народы, книга 1979-го года

Политика монополий, вмешательство иностранного капитала в экономическую жизнь Франции усиливают неравномерность развития отдельных отраслей промышленности. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство, поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например в текстильной, наблюдается застой.

Во Франции высок уровень развития энергетики, но своего топлива мало, и ей приходится импортировать более 1/2 энергоресурсов. В стране добывается только 1 млн. т нефти. Основную ее часть приходится ввозить, и главным образом из стран Ближнего Востока.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы расположены в портах — в устье Сены между Гавром и Руаном и около Марселя. Новые заводы строятся и в глубинных районах, около крупных центров потребления топлива, куда нефть поступает по нефтепроводам (в Страсбурге, Лионе, Валансьенне). В нефтяном хозяйстве Франции значительна роль американских и англо-голландских компаний.

Быстро увеличивается промышленное и бытовое использование природного газа, причем своего газа стране не хватает, и Франция покупает его в Нидерландах, Алжире и СССР.

Из-за конкуренции нефти, газа и импорта качественного угля и кокса из США и ФРГ добыча собственного угля во Франции сокращается. Главные районы добычи каменного угля — Северный район и Лотарингия; добывается уголь и в восточной части Центрального массива.

Почти все населенные пункты страны электрифицированы. На одного жителя в среднем приходится 4 тыс. кВт/ч электроэнергии в год. Однако в производстве электроэнергии Франция уступает США, Японии, ФРГ, Великобритании и Канаде. Треть электроэнергии вырабатывают 1,5 тыс. ГЭС. Крупнейшие из них построены на Роне и в верховьях р. Изер.

Те водные энергетические ресурсы, которые были доступны для наиболее эффективной эксплуатации, почти все уже использованы, и теперь расширяется строительство тепловых электростанций большой мощности. Они работают в основном на низкосортном каменном угле или газе и размещаются либо в угольных бассейнах, либо около крупных городов, либо у морских портов.

Во Франции немало оригинальных по конструкции электростанций. Например, в устье р. Ране в Бретани работает самая мощная в мире электростанция, использующая энергию морских приливов. Она производит около 600 млн. кВт/ч электроэнергии в год. Недалеко, в бухте Монсен-Мишель, где высота приливов достигает 12 м, предполагают соорудить еще более мощную электростанцию.

Из-за ограниченности энергоресурсов и дороговизны импорта энергии во Франции особенно большое внимание уделяется использованию атомной энергии. Под руководством известного французского ученого Фредерика Жолио-Кюри в форте Шатийон под Парижем в 1948 г. был пущен первый в Зарубежной Европе атомный реактор. Позже в пригороде Парижа Сакле был сооружен крупнейший в свое время в Зарубежной Европе синхрофазотрон, и Сакле стал главным французским центром по исследованию атомного ядра. По использованию атомной энергии Франция занимает третье место в Зарубежной Европе после Великобритании и ФРГ. В 1977 г. в стране действовало 10 атомных электростанций. Планируется, что в 1985 г. АЭС будут давать более четверти всей электроэнергии. Важные центры атомной промышленности — Пьерлат и Маркуль. Ядерноетопливо дают главным образом урановые руды, которые добываются в Центральном массиве, в Вандее и других районах Франции. Здесь же работают и обогатительные фабрики. Частично урановые руды ввозятся из стран Африки.

Все основные районы производства и потребления электроэнергии связаны густой сетью линий электропередач. Широко применяется комбинирование работы ГЭС и тепловых электростанций.

Франция всегда славилась высоким качеством многих потребительских товаров. Большой популярностью во многих странах мира пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия, косметика, вина и коньяки.

Но после первой мировой войны стала быстро развиваться и тяжелая индустрия: автомобильная, авиационная и другие отрасли машиностроения, а также химическая промышленность. Еще больше выросло значение тяжелой промышленности после второй мировой войны в связи с научно-технической революцией. Быстрее всего развивается электроэнергетика, нефтяная и газовая, атомная и химическая, авиаракетная и автомобильная промышленность и электроника. Теперь на долю тяжелой промышленности приходится 3/5 рабочих и стоимости продукции. По масштабам промышленного производства Франция превосходит Великобританию и Италию, но значительно уступает ФРГ. Франция опережает многие развитые страны в строительстве ГЭС, атомной промышленности, в некоторых отраслях электрометаллургии, электротехники и химии, по выпуску автомобилей, самолетов и локомотивов. Франция — третья в мире космическая держава.

В стране хорошо развиты черная металлургия и производство алюминия — отрасли, обеспеченные в основном местным сырьем. По добыче железной руды (в Лотарингии) Франция занимает первое место в капиталистической Европе. Тем не менее все шире используются гораздо более богатые руды Бразилии, Мавритании, Швеции, содержащие свыше 60% железа. В результате добыча руды в Лотарингии падает.

На привозной руде работают крупнейшие новые металлургические комбинаты страны, построенные в портах Дюнкерке на севере и Фосе на Средиземном море.

Однако в основном металлургические заводы сооружены у мест добычи железной руды или каменного угля. Более 2/5 чугуна и стали дают заводы-комбинаты Лотарингии. Примерно 1/3 стали выплавляется в Северном районе. Здесь много сталеплавильных заводов, использующих лом и привозной чугун, но есть и несколько заводов полного цикла. Крупнейший из них, размещающийся в Дюнкерке, ежегодно дает 6 млн. т стали.

В горных районах — Центральном массиве, Савойе, Пиренеях — вблизи источников дешевой гидроэнергии много заводов, где в электрических печах плавятся специальные стали высокого качества. Наибольшее значение имеют заводы Ле-Крёзо, Сент-Этьенна, Ижина.

Крупные запасы бокситов на юге страны и дешевая энергия ГЭС послужили стимулом для развития алюминиевой промышленности. По добыче бокситов Франция занимает второе место среди капиталистических стран Европы. Важнейшие рудники находятся недалеко от Марселя — у Бриньоля. Здесь же работают обогатительные заводы. Алюминий выплавляется на заводах, находящихся возле ГЭС в Альпах и Пиренеях и вблизи ТЭС у месторождения газа Лак.

Из-за обострения конкуренции на внешних рынках и неустойчивого спроса на сталь на внутреннем рынке мощность металлургических заводов используется далеко не полностью. Хозяева монополий ищут выход из создавшегося положения, сокращая число занятых, что вызывает массовые волнения и демонстрации трудящихся в районах металлургии.

Главные отрасли французской промышленности, где производится около 2/5 стоимости промышленной продукции, — это машиностроение и металлообработка. Особенно большое значение имеют транспортное машиностроение и электротехника. Франция сыграла значительную роль в развитии мирового машиностроения. Здесь в конце XIX в» впервые началось массовое производство автомобилей и устраивались первые автомобильные гонки. В 1975—1977 гг. по выпуску автомобилей Франция занимала четвертое место в мире, уступая США, Японии и ФРГ. За год выпускается 3,5—4 млн. автомобилей, из них около 9/10 легковых. Французские компании имеют свои автосборочные заводы в 30 странах мира. Легковые автомобили производятся в основном на заводах двух компаний: государственного предприятия «Рено», дающего 2/5 машин, и крупной частной фирмой «Пежо-Ситроен».

«Рено» относится к числу старейших и крупнейших автомобильных компаний мира. Первый автомобиль был выпущен Луи Рено в 1898 г. в примитивной мастерской в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур. На заводах этой фирмы сейчас работает более 200 тыс. человек. Помимо разных моделей легковых автомобилей «Рено» выпускает оборудование для автомобильных заводов, тракторы, станки и моторы. Более половины французских автомобилей производится в Париже и его пригородах. Здесь находятся «матки» компаний «Рено» и «Пежо-Ситроен». Другие старые центры автомобильной промышленности — Сошо-Монбельяр и Лион. После второй мировой войны при поддержке государства новые крупные автозаводы были построены на северо-западе страны — в Ренне, Ле-Мане, Кане, Гавре. Французские конструкторы работают над новыми типами автомобильных двигателей, использующих электроэнергию и газ.

В начале XX в. Франция славилась своей авиационной промышленностью, искусством пилотажа. Луи Блерио в 1909 г. первым в мире перелетел Ла-Манш. В наше время французские конструкторы и инженеры добились значительных успехов в создании многих видов реактивных самолетов, ракетной и космической техники. Всемирную известность получили, например, гражданский реактивный самолет «Каравелла» и французские вертолеты; Франция экспортирует истребители и бомбардировщики «Мистер», «Мираж» и др. В 1976 г. на линии Париж — Рио-де-Жанейро началась эксплуатация первого в капиталистическом мире сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд», который создавался совместно Францией и Великобританией.

Франция по числу занятых в авиационной промышленности и масштабам ее производства занимает третье место среди капиталистических стран, уступая лишь США и Великобритании. Основную часть продукции отрасли выпускают Национальное общество авиакосмической промышленности и частная фирма «Дассо-Бреге». Главные авиационные заводы расположены в Париже и Тулузе.

Богатые традиции и опыт имеет французское судостроение. С верфей Франции ежегодно спускаются на воду десятки судов общим тоннажем более 1 млн. бр.-рег. т. В последние годы увеличилась доля грузовых судов: танкеров, морских паромов, судов для перевозки метана. На верфях Сен-Назера было построено несколько из самых больших танкеров в мире тоннажем 542 тыс. бр.-рег. т. Длина этих гигантов — 415 м, ширина — 63 м. Многие корабли строятся по иностранным заказам.

Быстро развиваются такие отрасли промышленности, как электротехника и электроника, где многие заводы принадлежат американским и голландским фирмам. Ежегодно выпускаются миллионы радиоприемников, телевизоров, стиральных машин. Телевидение Франции — одно из старейших в мире: регулярные передачи начались в 1935 г. Французские специалисты вместе с советскими коллегами создали особую систему цветного телевидения СЕКАМ. Основную долю продукции отрасли дает Париж с пригородами.

Во Франции развиты и другие отрасли машиностроения — производство станков и сельскохозяйственных машин, часов и оптических приборов. Франция в большом объеме производит оружие и поставляет его в различные страны мира, в том числе реакционным режимам.

После второй мировой войны во Франции резко выросло значение химической промышленности, что связано с ростом спроса на ее продукцию и переходом с каменноугольного сырья на нефтяное и газовое. В этой отрасли работает более 400 тыс. человек. Особенно важную роль играют такие монополии как «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен» и «Мишлен». Например, концерн «Рон-Пуленк» имеет только во Франции 55 заводов и исследовательских центров, размещенных главным образом в пригородах Лиона и Парижа. На заводах концерна производятся искусственное и синтетическое волокно и ткани из него, пластмассы, фармацевтические препараты. Научные работники «Рон-Пуленка» сделали немало важных открытий, внедренных затем в производство, ими впервые были получены целлофан, антибиотики, спирамицин и пристинамицин, волокна ровиль и крилор и т. д. На заводах концерна впервые в Европе был освоен выпуск известных тканей нейлон и тергаль.

Крупные химические предприятия есть во всех районах Франции. В Лотарингии на углях и коксовых газах работают заводы, производящие аммиак, синтетические смолы и соду, в Эльзасе налажено производство калийных удобрений, в Ландах — целлюлозы и скипидара. На дешевой электроэнергии в Альпах и Пиренеях работают заводы азотных удобрений и взрывчатых веществ. В Лионском районе для нужд местной текстильной промышленности развито производство красителей и химических волокон. Около Марселя и Гавра на привозной нефти выросли мощные нефтехимические комбинаты. Крупнейшие заводы автомобильных шин и других резиновых изделий были построены в Клермон-Ферране и Монлюсоне в расчете на дешевую рабочую силу Центрального массива. Но самый важный и универсальный центр химической и резиновой промышленности — Париж и его города-спутники. Здесь производятся пластмассы и автомобильные шины, но особенно характерна тонкая химия — фармацевтика и парфюмерия, где используются квалифицированные кадры.

Главная отрасль легкой промышленности Франции — текстильная. Хотя она и утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Производством пряжи, тканей, одежды занято 700 тыс. человек. Швейные и текстильные изделия составляют около 1/10 французского экспорта. В этой отрасли меньше крупных предприятий, чем в тяжелой промышленности, часть оборудования устарела. Из-за конкуренции на внешних рынках и ограниченной покупательной способности населения много фабрик работает с недогрузкой или закрыто; среди текстильщиков велика безработица.

Производство пряжи и тканей сконцентрировано главным образом в трех районах. На севере — в Лилле, Рубе-Туркуэне и Армантьере работают шерстяные, льняные, джутовые фабрики и сосредоточена значительная часть хлопкопрядения. Долины рек в Вогезах и южный Эльзас — основной район хлопчатобумажной промышленности с центрами в Мюлузе, Эпинале, Кольмаре. Лион — центр района выделки тканей из химических волокон.

Весьма широк ассортимент трикотажных изделий. Чулки, носки, белье, перчатки, свитеры экспортируются во многие страны мира.

Важное значение имеет во Франции швейная промышленность, в которой занято 150 тыс. человек. Значительная часть из них работает в мелких мастерских и на дому по заказам крупных торговцев и магазинов готового платья. Французские швейные изделия отличаются изяществом, элегантностью, оригинальностью и пользуются большим спросом за пределами страны. Главный законодатель мод — Париж, где производится более трети всей одежды и галантереи.

Чрезвычайно разнообразны отрасли пищевой промышленности. Особенно славится Франция своими коньяками, ликерами, шампанскими, бордоскими и бургундскими винами. Ежегодно производится более 600 млн. литров спиртных напитков.

Шевченко Л.М., Гроздова И.Н., Рогов Е.Ф.

Франция (Страны и народы, книга 1979-го года



НАВЕРХ

 

Внимание! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Советика.ру обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов, художников, фотографов и т.д. Желательно, при использовании материалов сайта уведомлять авторов сайта!

 

 

 



Советские журналы


Интересное

РОДНОЕ СЛОВО - 2 Учебник по чтению для учащихся 2-го класса четырёхлетней школы (1987 г.)


Добрый и красивый новогодний советский фильм Бушует Маргарита


Новое на сайте

17.04. новости - Первый советский цветной фильм Адмирал Ушаков - история создания

16.04. новости - В мире животных. Легендарная передача, объединившая поколения

15.04. новости - Кинотеатр "Москва". От грандиозного открытия до забвения и возможного возрождения

09.04. новости - “Синяя Птица”: удивительный мост между культурами и волшебством кинематографа

08.04. новости - Кинематографический взгляд на Великую Отечественную войну: «Иван Никулин – русский матрос»

28.03. разное - Российская ОС для компаний и организаций , Отечественная СУБД онлайн , Прогнозы на волейбол онлайн

26.03. новости - Соня Тимофеева. Вспоминаем яркую актрису советской эпохи и ее исключительный талант

24.03. новости - "Русские приключения Синерамы" - уникальный советско-американский панорамный документальный фильм, разное - Какие плюсы можно получить вместе с образованием в режиме онлайн

21.03. новости - Борис Сичкин. Тернистый путь и невообразимая харизма

19.03. новости - Выдающийся пианист и талантливый дирижер Святослав Рихтер, разное - Хозтовары и сантехника онлайн

 


 

© Sovetika.ru 2004 - 2024. Сайт о советском времени - книги, статьи, очерки, фотографии, открытки.

Flag Counter

Top.Mail.Ru